Базилика Сакре-Кёр

Базилика Сакре-Кёр фото

Вознесшийся над Парижем холм Монмартр венчает белоснежный собор – Базилика Сакре Кер (Basilique du Sacre Coeur). Базилика настолько гармонично вписывается в пейзаж города, что в настоящее время невозможно представить Париж без этого красивейшего храма, больше напоминающего даже не католическую, а греко-византийскую церковь. А ведь как бы ни казалось обратное Сакре Кер сравнительно молод. Своим созданием Сакре Кер обязан парижанам Александру Лежанти и Юберу де Флери, у которых в 1875 году возникла мысль, что выпавшие на долю французов тяготы (и прежде всего поражение Франции во франко-прусской войне и разгром Парижской коммуны) были посланы французам за их мирские грехи. Они дали обет сделать все возможное для возведения храма, который искупил бы прегрешения своих сограждан. Эту идею одобрил Архиепископ Парижа Гибер, который и выбрал место для храма на вершине холма Монмартр, где некогда принял смерть первый епископ французской столицы Святой Дионисий.


Базилика Сакре-Кёр



Было принято решение построить не просто собор, а базилику – храм, предназначенный для приема паломников, которые в любое время мог бы вознести молитву за возрождение и процветание родной страны. Строить храм в честь Святого Сердца Христова (Sacre Coer) было решено на средства, собранные жителями различных провинций Франции.



После одобрения идеи возведения храма Национальным Собранием был устроен конкурс, на котором победил проект архитектора Поля Абоди. К сожалению, к тому моменту уже немолодой архитектор умер задолго до окончания строительства, а по очереди сменявшие его пять других архитекторов несколько отошли от первоначального замысла Абоди.



Как бы то ни было именно первый архитектор необыкновенно удачно выбрал камень для строительства Собора. Он обратил внимание на минерал, добываемый в местечке Шато-Ландон недалеко от Парижа: этот необыкновенный камень белеет под воздействием воды, и именно ему обязана Базилика Сакре-Кер своим необычайно торжественным белым цветом. Строительство Сакре-Кер затянулось на десятилетия. Причиной тому была как архитектурная сложность проекта, так и необходимостью дополнительного укрепления холма Монмартр, где под землей еще со времен древних римлян добывался гипс.



Тогда многие восприняли строительство собора на этом месте как антинародный памятник разгрому народного движения. Также отрицательно воспринимался и сам образ храма, в котором переплетались элементы романской, готической, византийской и ренессансной архитектуры якобы, совершенно чуждой привычному облику столицы Франции. Жители города ехидно подшучивали, называя собор Сакре-Кёр «национальным тортом».

Однако все эти споры и народные возмущения давно уже в прошлом и на сегодняшний день базилика Сакре-Кёр является, пожалуй, одной из трёх главных архитектурных достопримечательностей Парижа, стоящая наравне с такими признанными столичными тяжеловесами как Триумфальная арка и Эйфелева башня.
Форма куполов повторяет силуэт базилики XII в. Сен-Фрон в Перигё на юге Франции. Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м. Один из колоколов базилики — “Савояр” — весит 19 т с языком в 850 кг, отлит в Анси в 1891 г. Это самый большой колокол Парижа. У самого купола установлена белоснежная скульптура Иисуса Христа, а рядом с храмом стоит высокая колокольня, среди колоколов которой выделяется огромный «Савоярд», отлитый на собранные жителями французской провинции Савойя деньги.
Внутри прежде всего привлекает внимание мозаика на потолке Сакре-Кер – Поклонение Святому Сердцу Иисуса Христа, выполненная в лазорево-золотых тонах. Статуи святых, витражи, потоки света, проникающие сквозь купол Собора – все это настраивает на торжественный и вместе с тем радостный лад. В этом действующем храме нельзя фотографировать и громко разговаривать, но можно присесть и послушать службу в сопровождении органа и прекрасного хора. Осмотрев Базилику можно спуститься в крипту, где представлены церковные реликвии и стоит статуя Христа с пылающим сердцем.
Особенно прекрасно любоваться базиликой у подножья лестницы, состоящей из 237 ступеней ведущей на вершину холма к главному входу храма, который украшают бронзовые фигуры святого Людовика (слева от входа) и Жанны д’Арк (справа). Ну а с площадки перед Сакре-Кёр открывается изумительный панорамный вид на Париж, который при условии ясной погоды тянется аж на 50 километров вдаль, а также на прилегающие улочки района Монмартр.
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть