Часовня Сент-Шапель

Часовня Сент-Шапель фото

К востоку от Нового моста, через улицу от статуи короля Генриха IV, расположены старинные дома XVII века из красного кирпича, обрамляющие проход на площадь Дофин одну из самых уединенных и красивых площадей Парижа. Тут не слышно городской транспорт, а слышны лишь легкие удары мячей: это дети играют в тени старых каштанов. Другая сторона площади заканчивается массивным фасадом Дворца правосудия. Здание было возведено на месте старого дворца, служившего резиденцией французских монархов до того драматического момента, когда в 1358 году кровавое восстание под предводительством Этьена Марселя не заставило королевскую семью искать убежища в более безопасном Лувре. Единственная часть прежнего дворца, которая сохранилась в идеальном состоянии, - это часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle). Хрупкий на вид шпиль часовни высоко парит над зданиями Дворца правосудия, а значительная по сравнению с длиной высота делает ее похожей на обрубленный церковный клирос. Часовня частично была разрушена во время Французской революции, когда ее стали использовать в качестве склада муки, в середине XIX века ее скрупулезно отреставрировали, поэтому сегодня - это превосходный образец французской высокой готики, знаменитый своими изысканными витражами.


Часовня Сент-Шапель



История Сент-Шапель началась с одного из самых постыдных событий в летописи крестовых походов. В 1204 году крестоносцы, в четвертый раз отправившись отвоевывать Иерусалим у «неверных», настолько соблазнились богатством союзной им Византии, что не нашли ничего лучшего, как разграбить ее столицу Константинополь. Христианский город пал под напором христианских же рыцарей, и на его обломках была провозглашена Латинская империя. Среди прочих богатств, которые достались крестоносцам, было неисчислимое количество христианских реликвий, собранных к тому времени в Константинополе. Подлинность их, конечно, внушала подозрения, к тому же они чудесным образом размножились при доставке в Европу. Впрочем, церковь этим нимало не смущалась, считая, что истинная вера — и денежные поступления — могут вдохновляться и реликвиями сомнительного происхождения. Латинский император Балдуин II не гнушался приторговывать священными предметами, чтобы поправить свое финансовое положение. В 1237 г. он решил заработать на «терновом венце, обагренном кровью Христа». Идея заполучить терновый венец показалась очень привлекательной королю Франции Людовику IX. После продолжительного торга стороны сошлись в цене (по некоторым данным — 137 тысяч ливров), и терновый венец увезли в Париж. В качестве бонуса королю достались гвозди, которыми Спаситель был прибит к кресту, частицы самого креста и копье римского солдата, участника казни.



Обретение реликвий такого ранга соответствовало амбициям Людовика IX, претендовавшего на особое положение среди европейских монархов. Получилось, будто сам Христос короновал короля своим венцом. За такое было не жалко и астрономической по тем временам суммы. Заполучив в свое распоряжение терновый венец, король не хотел прятать сокровище в сумрачной крипте, как это часто делали с реликвиями. Не хотел и навечно оставить в Соборе Парижской Богоматери, куда отправил его на временное хранение. Людовик IX хотел обладать терновым венцом единолично, держать его у себя во дворце и поклоняться ему в ежедневных молитвах.



Но высший статус священного предмета требовал для него достойного обрамления. И монарх решил снести до основания старую королевскую часовню Святого Николая, чтобы выстроить на ее месте новую, специально для хранения тернового венца. Новая часовня получила название Сент-Шапель (в буквальном переводе – Святая Часовня).



К сожалению, сегодня Сент-Шапель снаружи почти не видна: ее заслонили более поздние здания, в основном османовских времен. А ведь после возведения она стала архитектурным центром всей композиции королевского дворца. Архитекторы сознательно придали ей форму реликвария — ларца для хранения предметов религиозного поклонения. Она напоминает произведение ювелира, только монументального масштаба. Кстати, реликварии тех времен часто имитировали церковную архитектуру и снабжались миниатюрными арками, контрфорсами и даже крышей. Это очень компактное здание, у которого высота (42,5 м до основания шпиля) превышает длину (36 м). Как и многие храмы того времени, Сент-Шапель призвана символизировать устремление вверх, к Богу, и одновременно напоминать о небесном Иерусалиме, где после Страшного суда найдут упокоение праведники. И действительно, верхняя часть часовни, где громоздятся треугольные пинакли над контрфорсами и вимперги над окнами, похожа на башни небесного города. Основные декоративные мотивы — королевские лилии и стилизованные крепостные башни, эмблема Бланки Кастильской, королевы-матери. На стенах — эмалевые медальоны с изображениями двенадцати апостолов. По контрасту с темноватой нижней капеллой верхняя производит ошеломляющее впечатление. Пожалуй, именно здесь, как ни в одной больше церкви мира, воплотилась средневековая формула «Бог — это свет». Готическая каркасная конструкция, усиленная, скрытыми железными тягами, освободила невиданный простор для окон, и стены буквально растворились в сиянии витражного света. Из 1134 библейских и религиозных сюжетов, запечатленных на витражах, 720 дошли до нас с XIII века, прочие изготовлены при реставрации заново. Сент-Шапель изнутри так же напоминает реликварий или шкатулку для драгоценностей, как и снаружи. Ее простая и ясно читающаяся структура контрастирует с богатым убранством. Доминируют красный, синий и золотой цвета, снова встречается множество королевских лилий, а вот роспись потолка золотыми звездами по темному фону оригинальна и придает интерьеру величественный космический вид. Скульптуры вдоль стен опять изображают апостолов. В данном случае их расположение подчеркивает символическую роль персонажей как столпов церкви. Шесть статуй подлинны, остальные — копии XIX века, заменившие сильно поврежденные оригиналы.

Витражи, две трети которых сохранились с прежних времен, наглядно демонстрируют всю библейскую историю: повествование начинается на северной стороне с Книги Бытия и некоторых других книг Ветхого Завета, затем (на восточной стороне) - Страсти Господни, а заканчивается история изображением Апокалипсиса в окне-розе.
(Sainte Chapelle) часто эксплуатируется в качестве зала для концертов классической музыки; здесь можно насладиться музыкой в прекрасных интерьерах часовни.
Этот пост находится в коллекциях: Мир огромен и красив
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть